http://www.marlyrussia.ru/articles-21.php
В целом хорошая статья, да и вообще, там много полезного для общего развития.
Для производства синтетических масел чаще используют три вида основ (коротко):
1. Полиальфаолефины (ПАО) или PAO. Эта основа имеет выдающиеся стабильные вязкостные свойства, как при низких , так и при высоких температурах, великолепно низкую испаряемость. Обладает не самой лучшей смазывающей способностью. Плохо смешиваются с некоторыми присадками.
2. Гидрокрекинговая основа – ГК, не совсем синтетическая, а скорее очищенная крекингом минеральная основа. Имеет хорошие (приближающиеся к ПАО) вязкостные характеристики, хорошие смазывающие способности и относительно низкую цену. Но отличается повышенной испаряемостью (в сравнении с ПАО).
3. Эстеры – Esters. Сложные эфиры растительного происхождения (производные оксокислот, карбоновых). Эстеры имеют сильную адгезию к металлу, прилипая к стенкам, предотвращают «сухое» трение. Обладают высокими (чуть ли не лучшими) смазывающими и вязкостными характеристиками, очень низкой испаряемостью и стойкостью на сдвиг масляной пленки на высоких температурах.
Если троица работает вместе, дополняя достоинства каждого и компенсируя недостатки друг-друга, почему бы и нет.
К примеру. ПАО сушит сальники, действие эстеров противоположно... ПАО отлично работает при низких температурах, эстеры недостижимы при высоких.
Введя в такой коктейль твердые смазки (дисульфида молибдена, графит, гексагональный Нитрид Бора...), можно получить состав, способный работать в любых режимах.
http://forum.autoua.net/showflat.php?Ca ... &fpart=all
Результат проверки трех образцов - в таблице. По сравнению с "обычным" маслом введение графита позволило образцу "Марли" снизить температуру в зоне трения на один градус, оставив коэффициент трения без изменения. Иначе говоря, антифрикционные
свойства масла с введением графита почти не претерпели изменений. А вот противоизносные свойства изменились заметно и в лучшую сторону. Износ одной из трущихся поверхностей при работе на масле с графитом снизился на 15,8%.
Теперь черед "Ликви Моли". Это "необычное" масло тоже не подкачало: температура в зоне трения снизилась на 53 градуса, а коэффициент трения - на 31,9%. Как видим, антифрикционные свойства высокие. Противоизносные тоже. Износ стандартной чугунной колодки оказался меньше, чем у "обычного" масла, на 21%. Хорошо!
Эффективность добавок дисульфида молибдена и графита зависит от размера их частиц. Слишком мелкие частицы (1) полностью "проваливаются" во впадины микрорельефа и оказываются неэффективными, позволяя трущимся поверхностям контактировать по
своим выступам. Более крупные частицы (2) эффективнее, однако в растворе они менее стабильны, склонны к образованию осадка.
Смазывающая способность
Смазывающая способность, которой обладает масло, снижает сухое трение между двумя перемещающимися относительно друг друга твердыми поверхностями. Такое трение между металлическими деталями различных машин и механизмов при отсутствии смазки приводит к нагреву деталей, появлению задиров на их поверхностях и, в конечном итоге, к заклиниванию трущихся деталей. Наличие смазки обусловливает замену сухого трения трением между молекулами смазывающей жидкости.
Приборов, позволяющих измерить смазывающую способность масел, не существует. Однако существуют методы трибологического анализа, позволяющие изучать предельные значения сил трения, возникающих, например,при запуске компрессора в отсутствие и при наличии смазки, которые соответствуют непосредственному контакту «металл по металлу» для трущихся деталей. Наиболее часто для определения характеристик процесса трения используется так называемый метод Фалекса, заключающийся в следующем; металлическая игла приводится во вращательное движение внутри металлических губок, к которым приложена известная сила, нажимающая иглу. Во время испытаний определяется износ двух этих деталей, трущихся относительно друг друга, в зависимости от смазки.
Еще момент, Chevron Delo 400 Synthetic 0W-30 позиционируют как ПАО масло. Смотрим выше - ПАО основа имеет "великолепно низкую испаряемость", а по факту?
Температура вспышки Chevron Delo 400 Synthetic 0W-30 - 215грС
Кто, кого дурит?