Вообщем, как я уже писал, решил повеременить с разборкой/заменой ГРМ, т.к. возникли сомнения по поводу правильности диагноза, вынесенного в сервисе. Во-первых, звук который я четко слышал и который просто-таки резал мне ухо, механики напрочь не слышали. А как можно поставить диагноз, не слыша? Я подозреваю, они слышали общий шум и сказали менять цепь что бы от меня отвязаться (я приезжал к ним три раза и успел всех достать). При других обстоятельствах, они бы сказали что это нормально для VQ и посоветовали бы не греть мозги.
Далее, когда шумит цепь, звук доноситься из под крышки ГРМ и он как бы везде. В моем случае рокот слышен четко справа. Наконец, после установки ГН (см. ниже) я вдоволь наслушался как гремит цепь. И гремит она совершенно не так. Более того, грохот цепи и мой искомый звук спокойно накладывались (слышались одновременно), что говорит о том что источники у них разные.
Все эти рассуждения окончательно оформились в мое голове уже после снятия/установки ГН. До этого были просто подозрения, что что-то здесь не так. Поэтому решил для начала не кидаться в затраты (кстати, цены на оригинальные запчасти ГРМ на экзисте что-то уж очень велики, например ГН - $87), а начать с планомерной проверки всего, что могло быть источником шума. А именно - ГН, помпа, подшипники навесного. Начать решил с ГН, т.к. ГРМ казался наиболее вероятным виновником, и снять ГН достаточно просто. Точнее, снять его удалось за 3 часа, а поставить за 2 (вместе с зачисткой поверхностей, нанесением герметика, просушкой и т.д), причем процедуру снятия-установки самого ГН удалось выполнить только вдвоем, хотя при наличии нехитрых приспособ можно было бы и в одиночку. Вообщем, Владимир прав - знаючи все можно сделать за час, но ключевое слово здесь "знаючи". Кстати, настоятельно рекомендую перед началом процедуры снять бачок ГУР (не отключая шланги) и убрать его в сторону вместе со шлангами. Снимается он просто (как мы выяснили в конце когда ГН был уже установлен на место
).
После снятия ГН выяснились некоторые несоответствия тому, что описано в методике Владимира, но вообщем-то суть от этого не меняется. Далее начались сюрпризы. Во-первых, ГН, башмак, цепь (в той части которую было видно через окно ГН) и сам двигатель (опять же в той маленькой части которую было видно) были идеально чистыми. Я в свое время разбирал двигатель волги которая прошла всего 70 тыс. Все детали были в отложениях и т.д. Так вот здесь - все идеально чисто. Единственное, в масле присутсвует мелкая взвесь. Видимо тот самый кокс, отмытый маслом. Вообщем, хорошее масло - великая вещь.
Далее, следы износа на башмаке минимальны. Что при пробеге в 300 тыс. сильно удивило. Объяснить это могу только тем, что какие-то части ГРМ уже меняли. Странно. Наконец, поисследовали ГН. Он опять же выглядит как новый. Никакого резинового уплотнительного кольца на поршне, о котором писал Владимир, не обнаружено. Поршень входит в цилиндр с минимальным зазором, и практически не пропускает. Места для кольца там просто нет. Все клапаны и каналы компрессором продуваются без проблем. Поначалу, при подключении компрессора на вход, поршень перемещался лениво. Залили масло в цилиндр, надавили на поршень - масло выходит сначала через стравливающий канал, как и должно быть, а затем идет через перепускной клапан, чего быть не должно. Время было позднее, посадили ГН отмокать в ванночку с бензином и пошли спать. Утром продолжили. Тщательно продули компрессором все каналы. Снова проверили ГН путем заливания масла. На этот раз все работало как надо - масло выходило только через стравливающий канал. При подключении компрессора и наличии масла в ГН, поршень выстреливал как пуля. Подумали, что вчера вечером че-то напутали от усталости, и ГН работает как надо. Делать нечего, залили масло в цилиндр, все собрали, поставили на место.
Дали герметику просохнуть около 5 часов, завели... Цепь естественно, тарахтит, хотя масло в цилиндр предварительно залили. Все дело в пружине, она обеспечивает преднатяг и так или иначе, воздух в цилиндр попадает. Ждем минуту, две, три... Тарахтение не уходит. Есть полная уверенность в том, что все сделано правильно, тем не менее становится страшно. Брат, который мне помогал, уже предложил остановить движок "на всякий случай". К счастью, я был вооружен знаниями, который подчерпнул в сервис-мануале и форуме. Поэтому ничего останавливать не стал, а сел за руль и дал двигателю 3,000 оборотов, как сказано в сервис-мануале. Через 20-30 секунд экзекуции тарахтение бесследно исчезло. Звук, с которым собственно и боролись, остался
Эффект от этой относительно простой операции (промывка ГН) оказался для меня неожиданным. Поначалу мы решили что ГН работал как надо и наша "чистка" ему была совсем не нужна. Поэтому никаких улучшений и не ждали. Тем не менее, сразу показалось, что двигатель стал работать заметно мягче и тише. Списал это на глюки, т.к. знаю этот прикол - не поездишь на машине день или два, а потом кажется что и руль крутится легче, и двигатель тянет лучше, и подвеска работает идеально
Вообщем, поставил машину в гараж до утра, думаю посмотрим что будет при запуске на холодную. У моего в Cefiro по утрам цепь всегда тарахтела пару секунд, я уже давно привык. Утром прихожу, завожусь и... не тарахтит вообще!!! ВАУ! Двигатель с самого начала работает мягко и тихо, "шепчет". Меня он и раньше никогда не напрягал, а тут вообще, как будто на капот звукоизоляцию поставил. Ну не то что бы разница в децибелах, но вполне ощутимо. Если бы не тот самый звук, с которого все началось, я был бы счастлив и нем. А звук остался зараза, будем копать дальше.
Вообщем, спасибо Владимиру за его методику, которая очень помогла. И несколько выводов:
1) Надо бы в мануал Владимра включить пункт про 3 тыс оборотов, тем более что он есть в сервис-мануале. Хотя возможно, на более новой машине такой проблемы бы не было.
2) Если у вас гремит цепь по утрам, начните с промывки-продувки ГН. Затраты труда небольшие, затраты денег - нулевые, а эффект может быть весьма заметным.
3) Как правильно отметил Saw Cefiro, главное - не бояться. На сервисах работают такие же люди как и мы, только они вряд ли читают данный форум и сервис-мануал. К тому-же, делают чужую машину, т.е. "не для себя".
Вот теперь я морально готов к замене ГРМ, вот только сначала убедюсь что это действительно необходимо. Звук появился через пару месяцев после того, как на сервисе поменяли помпу, а натяжной ролик и ремень. Поэтому есть сильное подозрение, что причина моих проблем в чьих-то кривых руках...