Всем привет!
Случилась такая вещь, которая стала причиной действия головного мозга в поиске подходящего и результативного решения. Цефире 10 лет и при наступлении холодов печка, как правило, выходит на 4ю скорость для обогрева салона. И все бы нечего, только старость и износ деталей дают о себе знать, в моем случае в виде звука взлетающего неподалеку вертолета.. Звук конечно не сильный, но пассажиры иногда с любопытством пытаются заглянуть под бардачок со словами «-что у тебя за вибрация какая то по ногам идет..». И недавно я решил узнать что там так вибрирует и готовится «взлететь». Как говорил один мой знакомый – не лезь в рабочий организм, и действительно, не читав никакой инфы (справлюсь!), достал вентилятор, снял рабочее колесо, не доставая из пластикого стакана двигатель снял рабочий щит (или кому понятней «крышку») двигателя. Он снялся просто т.к. не был завальцован (уже до меня кто то туда лазил). Что увидел, это электрощетки которых хватит до весны, коллектор который нужно проточить, и причину вертолетного щума- износ подшипников скольжения. Ну, думаю, со щетками весной всё и сделаю, а вот нет… Походу при сборке сделал пару задиров на подшипнике и вентилятор после установке не «рокотал» из далека как раньше, а начал греметь. Пришлось не ждать весны..
Щетки заменил, коллектор проточил (токарный станок), отполировал, канавки на коллекторе «пробороздил», остались подшипники..
Сделаны они кажется из меди со смесью графита в виде цилиндра размером 8х17х10 со снятой фаской, где 8мм - внутренний диаметр. Диаметр изношенного вала ~ 7,9мм. Вот и бьет вал в подшипнике..
Варианты:
1. На экзисте этот агрегат – 6 с лишним рублей оригинал стоит - не вариант!
2. Брать б/у – нет смысла, рано или поздно будет у тебя два «гремящих» вентилятора.. Причем за один из них ты заплатишь деньги.
3. Идея прессованием уменьшить отверстие при первой попытке дала результат положительный но не достаточный, при второй- сломался подшипник на 4 части..
4. Заменить подшипники скольжения на качения (шариковые).
Размер стандартного шарикового подшипника – 8х22х7 мм. Стоимость закрытого типа – 25 рублей.
Делаем следющее:
1. Разклепав, извлекаем обойму подшипника скольжения, делаем во внутренних лепестках ровно посередине надрезы ножницами по металлу, загибаем лепестки вверх ориентируясь на внешний диаметр подшипника.
2. Устанавливаем подшипник на щит, сверху на него запрессовываем обойму.
3. Загибаем лепестки обоймы по диаметру подшипника. Заклепываем обойму на щит.
4. Для исключения короткого замыкания, переворачиваем щит и плющим заклепки так что бы они выпирали от поверхности более 2мм, так как их размещение в аккурат совпадает с щеткодержателями.
5. Проделываем аналогично со вторым подшипником. Заклепки плющить нет необходимости..
6. Не забываем что у нас вал изношен (7,9 мм а не 8мм) на валу в месте посадки подшипников, острым закаленным предметом (сверлом или т.п.) продольно делаем глубокие насечки для исключения проскальзывания вала с внутренней обоймой подшипника.
7. Сборка: Устанавливаем якорь в статор аккуратно, что бы якорем не выбить подшипник из обоймы; фиксируем стопорным кольцом конец вала; ставим щеточный узел; устанавливаем рабочий щит, фиксируем стопорным кольцом, при необходимости корректируем продольный ход вала уже имеющимися при разборе двигателя гачеками; завальцовываем щит к статору. На удивление длина статора с подшипниками совпадает с длиной вала между стопорными кольцами!
8. И вот двигатель в сборе!
9. Проверяем работоспособность - крутим с начало руками, а затем на 12В.
Ни стуков, ни рокота не должно быть!!!