Штрафы в Швейцарии приносят огромный доход не полиции, а населенным пунктам.
Швейцарские улицы полны неожиданностей не только потому, что полиция использует в борьбе с нарушителями ПДД новейшие радары.
Берн. Водители в Лозанне ездят с удвоенной осторожностью. Городская полиция объявила об установке радаров нового типа "Гатсбо". Они фотографируют как автомобили, проезжающие под красный свет, так и те, что превышают скорость, чтобы успеть проскочить на зеленый, пишет "Сегодня". Представляя новую систему голландского производства, полицейский Кристиан Сешо привел пример: "Когда спешащий водитель выжимает 72 км/час, но все же проезжает перекресток уже под красный свет, он заплатит 250 франков (200 долларов) за проезд под красный и столько же за превышение скорости. Итого, ему придется выложить 500 франков за то, что подверг опасности других пользователей дороги".
В 1999 году в Лозанне с населением около 250 тысяч жителей вследствие дорожно-транспортных происшествий скончались два человека и 671 получили травмы и ранения. Город одним из первых в Швейцарии установил в 1977 году первые камеры по наблюдению за движением. Ныне на 14 перекрестках, расположенных вблизи школ, больниц и в жилых кварталах, в светофоры вмонтированы камеры с объективами в трех направлениях. Еще на двух свирепствуют "Гатсбо", уже приносящие большой "урожай" штрафов в Люцерне и Цюрихе.
В самом деле, как пояснил Сешо, новые приборы стоят немногим более 100 тысяч франков. Между тем в 1999 году только зарегистрировано 8543 проезда на красный свет, что принесло полиции 2,13 миллиона франков (примерно 1,7 млн долларов). По словам Сешо, случаев превышения скорости при проезде перекрестков "втрое больше". В Швейцарии с 1 сентября 1996 года введены новые тарифы закона о дорожном движении, которые в среднем выросли втрое. В результате только в Лозанне общая сумма штрафов за нарушение правил дорожного движения увеличилась на 45,8%, достигнув 9 миллионов франков (более 7,2 миллиона долларов). Однако для водителя счет идет совсем другой. Скажем, торопясь домой или к месту отдыха светлым солнечным днем на почти пустынной автостраде, вы позволили себе разогнаться до 150 км/час (при разрешенной скорости 120 км/час).
Спустя несколько дней вас вызывают в полицию и показывают отменного качества фотографию с видом места и цифрой скорости. "Опознаете ли вы себя?" - любезно интересуется дежурный, после чего фотография отправляется в юридический отдел кантональной службы дорожного движения. Еще через несколько дней из кантона, где вас сфотографировали, приходит квитанция штрафа на 250 франков. Не успели вы заплатить ее, как почта приносит извещение из службы вашего кантона. Дополнительный штраф за создание повышенной опасности на дороге неизбежен, но превышение на 30 км/час - дело тонкое. Юристы могут сделать скидку на 6% (максимально допустимая погрешность на новейших радарах, действующих в Швейцарии), и тогда вы "дешево" отделаетесь, выложив порядка 500 франков.
Если же установлено, что этот предел превзойден, тогда вам приходится сдавать права: первый раз - на месяц, второй - на полгода (если превышение скорости было еще более значительным, отсчет "бесправия" начинается с шести месяцев), причем уплачивая штраф и за это тоже.
Еще жестче наказания в населенных пунктах, где скорость ограничена 50 км/час, а в жилых кварталах - 30 км/час, и через каждые 50 метров попадаются переходы-"зебры". Наказания за нарушения разнятся в зависимости от кантонов. В Берне, например, если вы не остановились, когда пешеход подошел к переходу, вам придется заплатить штраф в 100 франков, а если он уже успел поставить ногу на "зебру", наказание возрастает до 250 франков. Конечно, все это во многом максимальные величины. Но дело в том, что достичь их очень легко, потому что каждый раз, нарушив правила, вы попадаете в компьютер, и ваша репутация ухудшается. Но есть и элемент справедливости: прокатайтесь полгода без нарушений, и ваше имя исчезнет из страшного "кондуита".
На дорогах и улицах Швейцарии гаишников не увидишь, полицию вызывают лишь в случаях аварий с большим ущербом или человеческими жертвами, и за вами следит лишь безразличный глаз радара. Кстати, эти камеры могут принести и пользу. Однажды туристический автобус, задев меня, скрылся. Номер я не заметил, свидетелей не оказалось, и пришлось бы платить довольно большую франшизу по страховке, если бы не незаметная камера, с помощью которой полиция быстро отыскала ловкого француза. Для меня решился вопрос со страховкой, а шофера автобуса сразу оштрафовали на 1000 франков только за то, что он скрылся с места происшествия, и на этом его беды не закончились.
Штрафы приносят населенным пунктам огромный доход, в особенности, когда речь идет о неразрешенной парковке. В любую погоду городские агенты парами выходят на охоту за нарушителями, неторопливо обходя площади, улицы, дворы, заполняя штрафные квитанции и аккуратно помещая их под дворник.
Дело это настолько прибыльное для городских властей, что в помощь штатным агентам привлекаются добровольцы, в основном из числа пенсионеров-полицейских, которые, так сказать, работают "за комиссионные".
Как ни парадоксально, именно благодаря высокой доходности парковочных штрафов водители в Женеве целый год жили, не платя ни сантима. Оказалось, что те, кто занимался этим раньше, не имели на это права по конституции, и в кантоне пришлось проводить поправку к основному закону, чтобы возобновить поборы. Их даже стало больше, поскольку возникли частные фирмы, следящие за порядком на так называемых частных стоянках - во дворах, аллеях вдоль домов и специальных участках, которые не являются собственностью города.
Эти самодеятельные "стражи порядка" имеют право оставить вам извещение о нарушении. Но если вы не докажете свое право на стоянку в этом месте или не заплатите штраф, через месяц они передают ваше дело в ведение полиции, и тут уже вы оказываетесь в руках могучей машины со страшной памятью компьютера.
Но неужели от радаров и агентов нет спасения? До середины 90-х годов широкое распространение имели антирадары, хотя формально они запрещены законом, но с введением лазерных камер они оказались вовсе бесполезными. Но закон не запрещает рассказывать о радарах, и сейчас местные радиостанции FМ соревнуются в разоблачении радарных засад. Водители, заметив работающий прибор, звонят на радио, и оно сразу оповещает об этом всех слушателей. Приемники работают буквально повсюду, поскольку, таким образом, работник или клиент может своевременно услышать предостережение о приближении городских агентов к месту, где он второпях поставил машину или просрочил оплаченное время парковки.
Точно так же благодаря слушателям скорее, чем официально от полиции, узнаешь о возникающих пробках, авариях, неожиданных ремонтных работах. Даже в Швейцарии улица полна неожиданностей.
"Сегодня"