Это третья версия отчета. Версия #1 была основана на первых впечатлениях и потому необъективна. Вторая детально сравнивала две машины, старую (Цефиро) и новую (Мондео). Практически ее закончив, я пришел к выводу что более чем некорректно сравнивать машины с 10 летней разницей в возрасте и 6 летней разницей по модельному году. Могу, впрочем, сказать, что даже при такой разнице в возрасте, Цефиро в том сравнении выглядела вполне достойно.
Ну и наконец третья версия приведена ниже. На мой взгляд, она наиболее объективна.
Итак имеем: Ford Mondeo 2006 гв, Panther Black (черный металлик), Duratec v6 2.5 л 170 лс, 6 МКПП, комплектация Ghia. Стандартные опции: ABS, КК, 4x стеклоподъемники, ГУР, эл. регулировка вод. сиденья по высоте, ЦЗ с ДУ с двумя пультами, 4 подушки безопасности, кожаные руль и рычаг МКПП, система курсовой устойчивости ESP, боковые шторки безопасности, передние и задние противотуманки, зеркала с обогревом и электроприводом, бортовой компьютер, хромированные вставки на ручках дверей, дверях, решетке радиатора и бампере, аудиосистема Sony c СD/MP3 проигрывателем, передние напольные коврики, электрообогрев лобового стекла и форсунок омывателя, литье на 16”. Доп опции: краска «металлик», задние напольные коврики, пакет “Rain” (датчик дождя, электрохроматическое зеркало заднего вида, автосвет), «Зимний пакет №2» (подогрев/вентилируемые передние сиденья, подогрев задних сидений). Установлено дилером по моему указанию: сигнализация с АЗ и ОС, парктроник, металлическая защита двигателя. Установлено мной: коврики-«корытца».
Вольно или невольно сравниваем с Nissan Cefiro 1996 гв (по техпаспорту), цвет «снежная королева» (белый перламутр), VQ25DE 2.5 л 190 лс, 4АКПП, комплектация Excimo. Стандартные и дополнительные опции: КК, 4x стеклоподъемники, ГУР, эл. регулировка вод. сиденья в 8ми направлениях, водительская подушка безопасности, ЦЗ, передние противотуманки, электропривод зеркал, AV/TV/10xCD/NAVI система Xanavi, литье на 15/16”, 4x напольные коврики. Установлено предыдущим хозяином: сигнализация с AЗ без ОС, кожаная оплетка руля, коврики-«корытца». Установлено мной: тюнер с антеной и камерой заднего вида, Vcons200.
Эмоционально-субъективно
Пересев на Мондео, обнаружил что главные «гонщики» на дорогах – жигули разных моделей и годов выпуска. На Цефиро я их почему-то не замечал – может, дорогу уступали?
Мондео 2000 модельного года практически не уступает A32 по внешним размерам, а по массе, в моей комплектации, на сотню кг тяжелее. Но с точки зрения моего личного субъективного восприятия, Цефиро, даже древняя A32, воспринимается как автомобиль классом выше. Порода есть порода.
Я обычно ассоциирую автомобили с одушевленными предметами. Все машины с чем-то ассоциируются. Теана – добродушный бегемот. Новая Камри – злой аллигатор. Моя Цефира – ласточка: изящная, стремительная, так и просится в полет. Мондео – не агрессивная, но серьезная и крепкая собака, я абсолютно не разбираюсь в породах, но почему-то сразу окрестил ее «мастифом». Когда готовил этот отчет, решил проверить как выглядит мастиф, оказалось их черных не бывает. Но есть разновидность – мастино, неаполитанский мастиф; посмотрев на его фотографию, сразу понял – да, это оно.
Практически все, кто видел Мондео, выражали восхищение его экстерьером и говорили что эта машина «красивее» A33 и, тем более, A32. В их числе был человек, который едежневно ездит на A33 и A32 (но не владеет ими). Конечно, Мондео выглядит современнее – хрусталь, «прожекторные» фары, надутый кузов и рубленые линии – но я не могу сказать что он выглядит лучше Цефиро. Каждая хороша по своему. Дизайн Цефиры мне как-то ближе.
Интерьер Мондео мне нравится, хоть он и сделан в стиле техно. Тем не менее, салон выглядит меньше чем в Cefiro, и эти ощущения не соответствуют его реальным размерам (который хотя и меньше, но не настолько). Все просто – передняя панель слишком выступает в салон.
Надежность
На данный момент пройдено 3400 км. Изначально всплыли косяки:
1. с сигнализацией Шерхан, которую ставил дилер. Сигна иногда перестает закрывать замки, хотя открывание и все остальные функции работают нормально. Проблема до сих пор не решена.
2. с парктроником Falcon BPS-4i, который ставил дилер. Один из 4х датчиков не работал. Проблема была решена в день обращения.
3. С левой стороны салона, то ли в двери, то ли в стойке слышны какие-то стуки. Проявляются только на сильных кочках. Пока не достает, жду ТО-1. Сильно подозреваю, что опять-же накосячил дилер, когда ставил парктроник и сигну.
Еще сильно удивился когда стеклоомыватель отказался работать в –5 градусов. Оказалось, в бачок залита обычная вода. Не какая-нибудь летняя жидкость, а именно вода. И это в машине, которая официально продается в Сибири! И дилер, сволочь, ни слова про это не сказал. Они типа и «сами не знали».
За 3400 км новых багов не появилось. Вообщем, качество сборки автомобиля вполне на уровне, претензий нет. Если бы не кривые руки дилера, повода заезжать на сервис не было бы вообще.
Конечно, бессмысленно говорить о надежности при столь маленьком пробеге. Можно лишь говорить о качестве сборки. Я, честно, не верю что Мондео способен дожить до 300 тыс без особых потерь, как это может Цефиро. Не очень верю и в то, что Мондео – авто до 100 тысяч. В любом случае, я собираюсь его продать через три года, к тому времени пробег составит вряд ли больше 60 тыс км.
Практичность
Минусы:
1. Ну, черный металлик и черный салон – это супер непрактично. Только фанат «черного» может смириться с жертвами, которые приходится приносить черному цвету, и эти жертвы для меня, отнюдь не фаната, чрезмерны. Черный автомобиль больше не возьму… хотя возможно года через три мое мнение изменится.
2. Очень непрактичен багажник. Во-первых, он на стойках (вместо торсионов), соответственно туго закрывается, а ручки нет. Закрытие багажника – целая проблема. Во-вторых, бампер идет почти вровень с кромкой багажника, соответственно вытаскивая груз, легко поцарапать бампер. Что я кстати один раз уже и сделал.
3. Раздражает малый объем бака – 58 литров, после 70 у Цефиро это мало. При этом расход не сильно меньше.
4. Задние сиденья откидываются вперед полностью , но в кузове «седан» не укладываются горизонтально, а остаются как бы под углом. Возможно я чего-то не понял, но в таком виде толку от откидывающихся сидений не намного больше, чем от лючка для лыж в Цефиро.
5. Первая замена колеса стала очень веселой процедурой. Во-первых, что бы добыть домкрат и балонник, надо снять запаску. С точки зрения буржуйских конструкторов, это, наверное, нормально. Они ведь наверняка не домкратят машину что бы осмотреть тормоза и подвеску, или поменять масло. Во-вторых, ручка домкрата не позволяет «крутить» непрерывно – рычаг приходиться «перекидывать» после поворота на 180 градусов. И в третьих, снизу нет креплений под домкрат. В мануале написано буквально следующее: домкрат спереди надо крепить на расстоянии 27…X (не помню) см от передней кромки двери. Если развернуть данный мануал горизонтально, его длина составит 27 см… Громкий хохот российских автовладельцев. Вы представляете себе человека, который где-нибудь по колено в грязи меняет колесо с мануалом в руках? Ужас.
6. Какой идиот придумал лампочку индикации низкой забортной температуры? На Мондео она работает сл. образом. Если температура ниже +4 гр Цельсия, лапочка загорается желтым (риск обледенения). Если температура ниже 0 гр Цельсия, лампочка загорается красным. Они кому машины продают? Я могу допустить что в США (кроме некоторых штатов) и в Европе (кроме некоторых стран) температура ниже нуля автоматически означает критическую ситуацию. Но в Сибири температура ниже нуля имеет место быть половину года. В результате лампочка всегда горит красным…. Со временем к этому привыкаешь, и можешь легко пропустить какую-нибудь другую красную лампочку – масло, аккумулятор, тормоза… Глупость, короче.
7. Датчик дождя – достаточно бестолковая штука. Не задумываясь поменял бы его на прерывистый режим.
8. Радиоприем, прямо скажем, слабоват – у Цефиро был лучше. Сказывается отсутствие телескопа.
.
Плюсы:
1. Электрообогрев зеркал, лобового стекла и попы зимой – незаменимая и очень нужная вещь. Кстати обогрев стекол мощнее чем у Цефиро – наружные снег и лед оттаиваются достаточно легко и быстро.
2. Электрохроматическое (самозатемняющееся) салонное зеркало – тоже незаменимая вещь, особенно на трассе.
3. Подсветка дверей снаружи и ног внутри – очень приятная штука.
4. Раздельный свет для передних и задних пассажиров – тоже ничего.
5. Бортовой компьютер – удобная штука.
6. Неплохой звук MP3, на мой немеломанский взгляд. Хотя по-моему AV/TV комбайнер Цефиро (опция), все-таки CD получше играл.
7. Капот открывается не из салона, а ключом. Владельцы это часто записывают в минус, но любой специалист по угонам вам скажет, что открывание капота из салона – одна из основных уязвимостей которыми пользуются угонщики.
8. Отличные фары, хоть и не ксенон. Светят просто замечательно.
9. Парктроник – очень полезная штука. Когда его нет, думаешь что он не нужен. Когда он есть, не понимаешь как раньше без него жил.
10. Задние арки имеют пластиковую защиту. По опыту знаю, что совсем не лишняя штука в нашей стране.
11. Бампера имеют пластиковую отбортовку по углам – тоже отнюдь не лишняя штука, тоже по опыту.
12. Отсутствие торсионов в багажнике увеличивает объем полезного места в нем.
13. Радиус разворота меньше на полметра, чем у Цефиро.
Эргономика
Минусы
1. Не нравится автосвет – он либо выключен, либо включен в режиме ближнего. Промежуточный режим (габариты), отсутствует. Вообще включение света «крутилкой» на панели, имхо, неудобно.
2. Стеклоподъемники включаются/выключаются в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной. Неудобно и непривычно.
3. Рычаг МКПП в определенных положениях перекрывает доступ к кнопкам управления ESP и обогрева передних сидений. ESP ладно, а вот рулить обогревом зимой приходится довольно часто.
4. Кнопки включения салонных прожекторов крошечные, включать их на ощупь до сих пор не научился. На Cefiro они были большими, проблем не возникало.
5. Включение дальнего света сделано «по-американски»: чуть потянул – мигнул, потянул сильнее – включил. Соответственно, не рассчитав усилия, легко включить дальний вместо мигания. Лично у меня проблем с этим не было, но народ жаловался.
6. Первые пару дней, садясь и выходя из машины, стабильно бил коленом рулевую колонку. Потом привык, но до сих пор иногда бывает. Виной тому – слишком выступающая панель.
Плюсы:
1. Все стеклоподъемники имеют режим Auto.
2. Кресла имеют развитую боковую поддержку – большой плюс при активном движении.
3. Рулевая колонка регулируется по вылету.
В Цефиро садишься легко и свободно, как на диван, и регулировки сиденья не сильно на это влияют. К хорошему привыкаешь быстро… В Мондео важна правильная посадка: cядешь чуть «не так», и уже не удобно.
Первую неделю я, водитель с 12ти летним стажем, чувствовал себя чайником. Глох при троганьи, забывал выключать ручник, перегазовывал, переключался рывками и т.д. 12 лет назад мне говорили, что автомобиль для хорошего водителя – это продолжение его самого. Если под колесо попала шишка, водитель должен чувствовать под какое именно колесо. Тогда, 12 лет назад, пример с шишкой был из серии «не сынок, это - фантастика». Пересев с Волги на Цефиру, я просто чувствовал себя хорошо. Пересев с Цефиро на Мондео, я внезапно понял что Цефира действительно была продолжением меня, и чувствовал я ее целиком и полностью. Шишка под колесом отдыхает, я точно знал что происходит с моей машиной в каждый конкретный момент времени, и системы типа ABS и ESP мне были просто не нужны. Прошло более месяца, и только сейчас у нас с Мондео начинается некоторое взаимопонимание. Вообщем, Мондео не дружественен к пользователю. Ехать может кто угодно, но ехать хорошо – далеко не каждый.
Подвеска
Подвеска Мондео поначалу кажется жестковатой, после Цефиро. Однако эта жесткость проявляется не всегда – например на мелкой «гребенке» Мондео гораздо мягче. Сейчас, я считаю подвеску Мондео идеальной - в смысле баланса между управляемостью и плавностью хода.
Управляемость
Тут даже сравнивать бессмысленно, по управляемости Мондео бъет Цефиро наповал, независимо от скорости. Без вариантов.
Тормоза
Год назад в «За рулем» сравнивали Мондео, Корсу, Мазду6 и Пассат. Мондео набрал наименьший бал. Перечитав этот отчет спустя год, я понял что журналисты ЗР либо ничего не понимают в автомобилях, либо их оценки напрямую зависят от суммы денег им заплаченных тем или иным производителем. В частности, тормоза Мондео были названы «ватными и неинформативными». Что ж, если определять информативность как силу нажатия на педаль, то да – даже у Цефиро без ABS (!) тормоза более информативны. Но вместе с тем, тормоза – это единственное с чем у меня не возникло проблем когда я сел на Мондео. Педаль мягкая, но тормозное усилие отлично чувствуется. После Мондео, тормоза Цефиро воспринимаются так, как будто вакуумного усилителя там нет вообще.
Раньше я был ярым противником ABS. Я и сейчас считаю, что системы типа ABS и ESP не дают водителю проявлять свое мастерство (если оно есть) и не стимулируют его к совершенствование водительских навыков. Однако, для обычного водителя без специальной подготовки (к которым я и себя отношу), эти системы приносят больше пользы чем вреда, в том смысле что в экстремальной ситуации повышают шансы на выживание его и окружающих. За то время что езжу на Мондео, я пару раз «проспал» ситуацию на дороге, в результате пришлось резко оттормаживаться. В таких ситуациях голова думать не успевает, работает моторика: прерывистое торможение и активное «обруливание» препятствия. Так вот в обоих случаях обруливание оказалось лишним – ABS четко останавливала машину за 1-2 метра, при этом точно знаю что на Цефире оттормозиться бы не успел. Безусловно, главное достоинство ABS – возможность давить педаль «от души» и при этом маневрировать без потери управляемости. Фактически «педаль в пол» - это нормальная реакция обычного водителя на экстремальную ситуацию, и нужны постоянные тренировки для того, что бы преодолеть этот страх и не потерять контроль над машиной. C ABS это просто не нужно.
Динамика
Вообще по паспорту, Мондео быстрее Цефиро до сотни на 1.5-2 сек. Однако субъективно Цефира казалась более динамичным автомобилем – кикдаун, подхват с 4 тыс практически как у турбо. У Мондео такого нет, зато он отлично тянет с низов. Момент на 2.5 тыс чуть меньше чем максимальный. В итоге нет того ощущения, разгон равномерный. В немалой степени этому способствуют сближенные передачи 6МКПП: 1я – до 40-45 км/ч, вторая – до 80-90, третья – до 120, дальше попробовать не успел т.к. пришла зима. В любом случае, Мондео с V6 2.5 литра – достаточно быстрый автомобиль, хоть и чувствуется это больше головой чем пятой точкой. И что бы он был действительно быстрым, надо уметь работать рычагом МКПП.
У Цефиро «шустрость» начиналась после 3 тыс оборотов. Тут – после двух. «Стрельнуть» можно не только на второй или третьей, но и на четвертой. На пятой и шестой мотор «скисает», хотя я и на шестой по трассе делал обгоны – нормально, хоть и без запаса. Вообще мотор нормально тянет с 1 тыс оборотов, что позволяет весьма вольно пользоваться МКПП по городу. Например, трогаться на второй, затем сразу включать четвертую. Как-то я погонялся с какой-то жигой и в горячке включил пятую вместо третьей – не проиграл.
Кстати насчет МКПП – это был осознанный выбор. Тупой автомат A32 последний год меня просто бесил. У АКПП масса достоинств, но в ближайшие 10-15 лет я собираюсь ездить на механике.
Левый руль, правый руль
Считается, что правый руль – это проблемы на трассе при обгоне, а также в городе при повороте налево. Про поворот налево – ерунда, на правом руле даже лучше, т.к. лучше видно что там дальше по ряду происходит. По трассе да, преимущество чувствуется, но оно не решающее, скорее бонус. На Цефире у меня стояла обгонная камера, которую я через некоторое время снял за ненадобностью. Короче, ИМХО, все решает прокладка между рулем и сиденьем, а где находится руль – справа, слева или посередине – не суть важно.
Зима – проходимость, управляемость
На Цефире стояли Gislaved NF3 195/65/R15. На Мондео взял на зиму Goodyear UltraGrip 500 205/55/R16. Появилась возможность сравнить эти шины, хотя это сравнение не может считаться объективным – слишком все разное (МКПП против АКПП, ABS/ESP, новая UG500 против старой NF3). Однако, на мой субъективный взгляд, UG500 превосходит NF3 на льду и зимнем асфальте. А вот на снегу NF3 жестко бьет UG500, особенно заметно при торможении и езде по глубокому снегу. Впрочем это и так понятно – если сравнить боковые грунтозацепы у NF3 и UG500, у первой они явно «мускулистее». И еще, UG500 намного шумнее NF3.
Этой осенью я переобулся по первому снегу (обычно жду месяц до снега постоянного), ибо машина новая, незнакомая, лучше перестраховаться. В итоге ездил месяц по асфальту. И вот наконец 3 декабря, воскресенье. Утром выпал недетский снег, минимум 150мм, а дорожники как всегда проспали. Для кого-то – тяжелые дорожные условия, для меня - отличный повод опробовать машину и резину. Выезжаем на Красноармейскую (одна из главных транспортных артерий города) – ба, как все весело. Слегка обледенелый афальт, над ним снег, крейсерская скорость потока – 30-40 км/ч, как следствие сплошные пробки. Едем – лампочка ESP мигает практически постоянно.
Кстати о ESP. По мануалу, эта система умеет растормаживать/затормаживать «нужные» колеса при заносах в повороте, а также убавлять «газ» при пробуксовке ведущих колес. На практике я так до сих пор и не понял когда эта система просто мигает лампочкой, а когда реально вмешивается в работу систем. В мануале написана чистая правда, в частности когда ESP активно вмешивается в работу при разгоне, это ощущается как «провал» - система «глушит» двигатель. Я не щупал ESP на других машинах, но на Мондео, субъективно, ESP работает очень интеллектуально, т.е. именно тогда, когда надо. Разворот на ручнике выполнить не мешает, а войти в поворот на скорости, или обогнать по снежной каше - помогает.
Итак, троганье и разгон по снегу на Мондео/UG500 мало чем отличается от Цефиро/NF3. Только на Мондео можно доверится ESP и не аккуратничать с педалью газа. А вот с торможением проблемы – чуть педаль нажал и ABS начинает «долбить». На Цефиро с NF3 такого не было – тормозила вполне уверенно.
Едем домой, дорогу во дворе перегораживает какой-то ПАЗик, стоит посреди дороги и отъезжать не собирается. Лезть морду бить в воскресенье вечером - неохота, а справа газончик и колея, проложенная каким-то «паркетником». Отличный повод проверить машинку на проходимость. На Цефиро с NF3 я обожал нырять в сугробы, ибо по проходимости эта парочка с АКПП не уступала паркетниками и вытаскивала мою бренную тушку из казалось бы абсолютно безнадежных ситуаций. Правда, в такой вот колее Цефира брюхом снег цепляла, хотя и поднята была – стояли усиленные пружины. Итак, ныряем в снег на Мондео с UG500. Мда, как-то неуверенно себя машина чувствует, такое ощущение что вот-вот зароется. Неприятно. Подавляю в себе желание включить вторую, убавляю газ до минимума. И вот оно – машина ползет практически на холостых оборотах (800-1000), скорость 5 км/ч – медленно, но очень уверенно, и при этом брюхом ничего не цепляет! Похоже заявленный клиренс в 160 мм – реальный просвет, а не рекламный трюк.
Короче, UG500 по снегу – отстой, но на V6 с хорошей тягой на низах и хорошим дорожным просветом жить можно, и неплохо. Все-таки (ИМХО) NF3 – оптимальная резина. Если повернуть время вспять, поставил бы и NF3 на Мондео. Теперь уже поздно. Кстати, в этом году появилась NF5. По рисунку близка к NF3, интересно что на дороге.
Климат-контроль
Управление климатом совсем другое. На форуме мондеоводы жаловались, что климат сразу начинает дуть, не дожидаясь когда движок прогреется. Это так. На A32, климат до 40 гр вообще не включался, после 40 включался на 1 лепесток, после 60 – на полную. Но избалованные Мондеоводы не заметили, что климат здесь не включается на полную пока стрелка не встала на середину – такой вот ненавязчивый, а на практике очень удобный алгоритм.
До –20 Мондео однозначно теплее, быстро прогревается (даже при включенной печке), быстро нагревает салон. После –20 нагревается практически также медленно как Цефиро, при включенной печке. Тут сильно выручают подогревы стекол и попы.
На Мондео климат «честный». Т.е. если выставил 22 градуса, в салоне и будет 22. В Цефиро все было сложнее. Самодиагностика КК показывала отчаянное вранье салонного датчика – возможно его замена улучшила бы ситуацию.
В Цефиро оптимальным режимом был 32 градуса + воздух в ноги. В Мондео можно оставить и 22, при этом включить режим «лицо-ноги». В Цефиро в таком режиме воздух почему-то был теплым – в Мондео он всегда горячий.
Заключение
Если б я был султан…
Cкучаю по Цефире - отличное авто. Был бы у меня гараж на две машины, обязательно оставил бы этот автомобиль. В нее садишься, как будто одеваешь любимый смокинг – все по мерке, чувствуешь себя комфортно и вместе с тем солидно – как говорится, и в пир, и в мир.
Не жалею о покупке Мондео. Это менее комфортное авто. Но в комплектации с V6 2.5 6МКПП это авто для активного водителя, именно то что я искал. С виду покорный и покладистый, на самом деле достаточно серьезный автомобиль с характером, достигнуть с ним гармонии не просто. По мере достижения этой самой гармонии, начинаешь чувствовать уверенность на дороге, которую Цефира никогда не давала. Мои отношения с Мондео напоминают отношения ребенка с родителями. Едешь спокойно – он спокоен. Начинаешь нервничать и торопиться – он все равно спокоен. Начинаешь его «подкалывать» и провоцировать – он пытается быть серъезным до последнего, но в итоге проявляет истинный характер, и всякие там ESP с ABS его уже не сдерживают. По характеру он все-таки больше мужик, и его нужно уважать. Слегка капризный, немного высокомерный, пытается казаться круче чем он есть – при этом прост и покладист в умелых руках. Осталось только сделать руки умелыми… надеюсь в ближайшие пару месяцев мне это удастся.