Sinister

Цефирянин
11.07.2009
454
0
361
Томск
Всем привет!
Случилась такая вещь, которая стала причиной действия головного мозга в поиске подходящего и результативного решения. Цефире 10 лет и при наступлении холодов печка, как правило, выходит на 4ю скорость для обогрева салона. И все бы нечего, только старость и износ деталей дают о себе знать, в моем случае в виде звука взлетающего неподалеку вертолета.. Звук конечно не сильный, но пассажиры иногда с любопытством пытаются заглянуть под бардачок со словами «-что у тебя за вибрация какая то по ногам идет..». И недавно я решил узнать что там так вибрирует и готовится «взлететь». Как говорил один мой знакомый – не лезь в рабочий организм, и действительно, не читав никакой инфы (справлюсь!), достал вентилятор, снял рабочее колесо, не доставая из пластикого стакана двигатель снял рабочий щит (или кому понятней «крышку») двигателя. Он снялся просто т.к. не был завальцован (уже до меня кто то туда лазил). Что увидел, это электрощетки которых хватит до весны, коллектор который нужно проточить, и причину вертолетного щума- износ подшипников скольжения. Ну, думаю, со щетками весной всё и сделаю, а вот нет… Походу при сборке сделал пару задиров на подшипнике и вентилятор после установке не «рокотал» из далека как раньше, а начал греметь. Пришлось не ждать весны..
Щетки заменил, коллектор проточил (токарный станок), отполировал, канавки на коллекторе «пробороздил», остались подшипники..
Сделаны они кажется из меди со смесью графита в виде цилиндра размером 8х17х10 со снятой фаской, где 8мм - внутренний диаметр. Диаметр изношенного вала ~ 7,9мм. Вот и бьет вал в подшипнике..
Варианты:
1. На экзисте этот агрегат – 6 с лишним рублей оригинал стоит - не вариант!
2. Брать б/у – нет смысла, рано или поздно будет у тебя два «гремящих» вентилятора.. Причем за один из них ты заплатишь деньги.
3. Идея прессованием уменьшить отверстие при первой попытке дала результат положительный но не достаточный, при второй- сломался подшипник на 4 части..
4. Заменить подшипники скольжения на качения (шариковые).
Размер стандартного шарикового подшипника – 8х22х7 мм. Стоимость закрытого типа – 25 рублей.
Делаем следющее:
1. Разклепав, извлекаем обойму подшипника скольжения, делаем во внутренних лепестках ровно посередине надрезы ножницами по металлу, загибаем лепестки вверх ориентируясь на внешний диаметр подшипника.
0_1d3f0_865e2450_L.jpg


2. Устанавливаем подшипник на щит, сверху на него запрессовываем обойму.
0_1d3f1_da7e304_L.jpg


3. Загибаем лепестки обоймы по диаметру подшипника. Заклепываем обойму на щит.
0_1d3f3_5bf076f_L.jpg


4. Для исключения короткого замыкания, переворачиваем щит и плющим заклепки так что бы они выпирали от поверхности более 2мм, так как их размещение в аккурат совпадает с щеткодержателями.
0_1d3f4_2e3d857d_L.jpg


5. Проделываем аналогично со вторым подшипником. Заклепки плющить нет необходимости..
0_1d3f2_513ad874_L.jpg


6. Не забываем что у нас вал изношен (7,9 мм а не 8мм) на валу в месте посадки подшипников, острым закаленным предметом (сверлом или т.п.) продольно делаем глубокие насечки для исключения проскальзывания вала с внутренней обоймой подшипника.

7. Сборка: Устанавливаем якорь в статор аккуратно, что бы якорем не выбить подшипник из обоймы; фиксируем стопорным кольцом конец вала; ставим щеточный узел; устанавливаем рабочий щит, фиксируем стопорным кольцом, при необходимости корректируем продольный ход вала уже имеющимися при разборе двигателя гачеками; завальцовываем щит к статору. На удивление длина статора с подшипниками совпадает с длиной вала между стопорными кольцами!

8. И вот двигатель в сборе!
0_1d3ef_15f20231_L.jpg


9. Проверяем работоспособность - крутим с начало руками, а затем на 12В.
Ни стуков, ни рокота не должно быть!!!
 
Нормально! Спасибо)) возможно тож придеться вскоре проделать
 
Умница, Синистер!
Такой трабл замучил всех на х-трейлах. Там все переходят в вентиляторах печек также на подшипники качения. Подш. скольжения там выходит очень быстро. Вот и здесь народ двинулся туда-же.
 
Красавчик, зачет! :D Думаю тему можно поместить в раздел Своими силами :write:
 
да норм !!! Только когда сломается ты скажи нам . У меня что то сомнения что подшибники под разболтаются. хотя .......это не стартер сильно не напрягает .
 
toha-pk82 сказал(а):
да норм !!! Только когда сломается ты скажи нам . У меня что то сомнения что подшибники под разболтаются. хотя .......это не стартер сильно не напрягает .
))) канечно скажу )))
но думаю что этого не произойдет, радиальная нагрузка на них минимальная...
Печка работает отлично! двигатель безшумный стал.. слышно только как воздух дует..
 
у меня когда снял и разобрал, на роторе токосъёмники были проточенны до пластмассы, а тут судя по ротору этот движок ещё походит, правильное решение одобряю, типа - ответный удар по кризису.
 
Класс :D :D То же есть такая болячка. В новогодние каникулы попробую также подшаманить. :D Спасибо,земляк. :LOL: :LOL:
 
Будешь делать, когда подшипник на вал насажывать будешь, если туго будет идти, по внешней обойме подшипника не стучи, стучи по внутренней, а то можно сам подшипник чуть испортить, будет хрустеть по тихой при работе вентилятора.
Давай, удачи сделать!
 
Да, такой же!
Ребята знакомые на А32 уже делали такую процедуру.
 
Думаю зтот отчёт можно поместить в раздес "Своими силами", молодец, классно придумал.
 
А как ты его с пластмассы достал??? весь моторчик???
 
В нижней части движка (противоположной крыльчатке) есть маленький болтик, его откручиваешь, потом снимаешь крыльчатку с вала при помощи двух отверток поддев ими с разных сторон, если есть тиски -зажимаешь вал в тиски, и стягиваешь пластиковый кожух, если без тисков - зажимаешь ногами этот кожух и пасатижами за вал вытаскиваешь двигатель (что бы пасатижи не соскальзывали, можно на вал наживулить гайку которая держит крыльчатку).
 
спасибо вытащил из пластика моторчик ..а щетки где брал?
 
В городе искал, точно в размер не нашел. дома валялась одна пара "больших", не в размер, пришлось подтачивать.
После того как новые шетки поставишь, нужно притереть к коллектору - берешь наждачную бумагу не крупную, наматываешь на коллектор (типа цилиндром) ставишь щеточный узел с новыми шетками и проворачиваешь якорь пока шетки на сточатся и место соприкосновения шеток не будет повторять форму коллектора.
 
вчера поставил мотор от Таза .. полностью как было так и поставил .. нормально дует.. но есть . нюанс небольшие щели надо заделать .. а родной моторчик притащил домой.. буду делать т.е. попробую. что получится..
 
Хотел тоже было поставить, только на форуме читал что он от ТАза мощнее идет и типа тиристорная сборка по регулировке оборотов не выдерживает и дохнет.. Как этот движек умрет (а он умрет, когда коллектор сотрется), тогда буду искать еще варианты.
Решать проблемы по мере их поступления ))
 
Вот странно сегодня разобрал моторчик . У меня на маторчике нет подшибников.. выроботка на якаре 2 мм. иззаэтого наверное полетел ну здесь выход думаю один ..стачивать и ставить новые шетки .. как думаете??? Фото приложил.
 

Вложения

  • 19122009179-001.jpg
    19122009179-001.jpg
    67.3 КБ · Просмотры: 10 066
  • 19122009180-001.jpg
    19122009180-001.jpg
    82.9 КБ · Просмотры: 10 066