Как показывает опыт, многие цифироводы имеют проблемы с системой холостого хода (ХХ). Бытует даже мнение, что система ХХ на Cefiro очень капризна и ненадежна, и вообще является больным местом. На самом деле это не так. Система ХХ на Cefiro ничуть не капризней чем на других современных иномарках, а проблемы, как показывает практика, возникают только по двум причинам: загрязнение системы вследствие долгой эксплуатации и неквалифицированое вмешательство. Все нижеприведенные рассуждения основываются исключительно на опыте владельцев (как положительном, так и отрицательном), а также на информации, полученной на фирменной СТО.
Система ХХ на Cefiro отвечает за состав топливовоздушной смеси и управление углом опережения зажигания (УОЗ) на ХХ. Основной компонент системы - клапан ХХ, расположенный на двигателе сзади-слева по ходу движения. Клапан имеет всего один регулировочный винт. Нормально работающую систему ХХ можно определить по следующим признакам:
- Обороты ХХ без нагрузки (АКПП в режиме "P", электропотребители выключены) должны составлять 700 +- 50 об/мин
- При включении передачи на прогретом двигателе обороты падают не ниже 600-650 об/мин
- Двигатель работает ровно, обороты не "плавают"
- Сразу после запуска холодного двигателя обороты держатся в районе 1300-1400 об/мин, по мере прогрева плавно опускаются до нормальных 700
- Нет проблем с запуском, как на горячем, так и на холодном двигателе.
В случае нарушения регулировок системы ХХ из-за ее загрязнения, обычно появляются следующие проблемы (сильнее или слабее, в зависимости от степени запущенности):
- нестабильная работа двигателя на ХХ. Двигатель "колбасит", обороты "плавают", при включении передачи (в случае с АКПП) обороты резко падают, холодный двигатель может даже заглохнуть;
- затрудненный пуск холодного двигателя, особенно в морозы;
- повышенный расход бензина в режиме городской езды (старт-стоп, пробки).
Здесь следует сделать важное замечание: реальная необходимость в чистке клапана ХХ на Cefiro возникает достаточно редко, по отзывам мастеров на фирменной СТО - чуть ли не раз в 100,000 км, даже в наших условиях эксплуатации. Отсюда следует, что если описанные выше проблемы появились незаметно и прогрессировали медленно, или вы наблюдали их сразу после покупки машины с приличным пробегом, то, скорее всего, пришло время чистить клапан. Если же проблемы появились внезапно, система ХХ скорее всего ни в чем не виновата.
Почему я считаю важным вышеприведенное замечание? Потому, что после чистки клапана всегда требуется регулировка системы ХХ. Качественная регулировка может быть выполнена только с помощью фирменного тестера Consult. В свою очередь, Consult есть только на фирменных СТО, которые опять же имеются не в каждом городе. Но интереснее всего то, что практически любая СТО готова "квалифицированно" выполнить эту операцию. Последствия скорее всего будут плачевными. Поэтому, не стоит трогать систему ХХ без веских на то оснований. Если же такие основания есть - ищите фирменную СТО.
В чем тонкость регулировки? Как уже было сказано, система ХХ отвечает за состав смеси и УОЗ на ХХ. Эти параметры можно точно контролировать только с помощью фирменного тестера. Если его нет, то единственным индикатором является тахометр на панели приборов. Как показывает опыт, на обычных СТО систему регулируют очень просто: выкручивают регулировочный винт до упора, а потом начинают "зажимать" клапан, ориентируясь на обороты. Ниссановцы авторитетно заявляют, что отрегулировать систему таким образом невозможно. Последствия такой регулировки выглядят примерно так:
- При запуске холодного двигателя обороты подскакивают до 1,700-2,000 (не должно быть выше 1,600);
- Обороты на ХХ выше нормы (т.е. > 750 об/мин);
- Расход топлива в городе выше нормы;
В особо тяжелых случаях, начинаются проблемы с пуском горячего двигателя. А иногда, на ХХ можно наблюдать даже такую картину: обороты самопроизвольно повышаются, затем снова понижаются, затем опять повышаются и так до бесконечности (например 800-900-800-900-800...). Это блок управления пытается "вернуть обороты на место", но неправильно отрегулированый клапан ХХ не дает этого сделать.
Самое скверное - после такой регулировки в двигателе на ХХ начинает интенсивно откладываться нагар из-за работы на переобогащенной смеси. В первую очередь страдают свечи. В результате, через 1-2 недели такой эксплуатации, беспроблемный ранее двигатель начинает "радовать" хозяина нестабильной работой.
По мнению некоторых участников форума, приемлимо отрегулировать систему ХХ можно самостоятельно. Эта процедура описана в сервис-мануале (A32, стр 34+). Возможно, кого-то такая регулировка вполне устроит. Мое личное мнение, что делать регулировку на фирменной СТО с Consult надежнее и точнее. А если все-таки делать без консалта, то лучше делать это самому, а не доверять эту процедуру "дядям" из СТО, которые сервис-мануала в глаза не видели.